en fi
Чем заняться Магазины Кафе Рестораны Развлечения Красота, здоровье Гостиницы Базы отдыха, кемпинги
Главная Пеший маршрут
Квесты. Рыцарские шоу. Программы.
Квесты. Рыцарские шоу. Программы.Подробнее
Экскурсии: Город, Замок, Монрепо
Экскурсии: Город, Замок, МонрепоПодробнее

Пеший маршрут. Путеводитель

Если Вы прибыли на ж/д вокзал города Выборга, то не смотря на сезон и погоду Вы сразу же найдете свое местоположение – бухта Сяллаккалахти, и перед Вами хороший ориентир – гостиница «Дружба».
Обратите внимание вдалеке отчетливо виден силуэт Выборгского замка – Башни Святого Олафа, это означает, что Вы правильно ориентируетесь и сможете вскоре рассмотреть все это поближе. Рыночная площадь г. Выборга – место сосредоточия покупателей и продавцов, с некоторых пор вновь стала очень людным и посещаемым как горожанами, так и приезжими местом.

Не спеша, прогуливаясь вдоль набережной уже совсем отчетливо виден Выборгский замок – главный старожил этих мест. Издали хорошо заметен нижний бастион образующий, словно подставку для сооружений замка. Обилие гранита в полной мере проявляется в архитектуре города, безусловно, родоначальником и зачинателем моды в этом плане явился замок.

Путешественники могут непосредственно посетить Выборгский замок и лично осмотреть его удивительные уголки. К слову сказать, в XIX в. путникам для того, что бы попасть на остров необходимо было испросить особого разрешения у русских военных властей, т.к. Замок принадлежал им. К их вниманию так же экспозиции краеведческого музея, в которых можно узнать много интересного о городе и его окрестностях. Если же Вы стеснены во времени, то уверяю что наиболее поразительное предстанет перед Вами, если, набравшись смелости, подниметесь для обозрения города на его центральную башню – Башню Святого Олафа.

Продолжая наше путешествие во времени и в пространстве необходимо обязательно отметить, что, словно возвращая нас в достославное прошлое вот уже на протяжении нескольких лет ежегодно в Выборгском замке проводятся рыцарские турниры. Это совершенно увлекательное зрелище лишенное подделки и обмана, события разворачивающиеся перед Вашими глазами более чем реалистичны. Благородные рыцари и прекрасные дамы, суровые стены и изящная архитектура модерна – вздохните этим, и Вы почувствуете тонкий аромат Выборга неповторимое сочетание строго и нового, утраченного и возвращенного.

В полной мере, осмотрев замок и возвращаясь  к памятнику Торгильса Кнутсона мы проходим мимо двух скульптур которые являются своеобразными аллегориями отражающими те занятия и ремесла, которые на момент их установки нашли наибольшее отражение. Как видно одна из скульптур держит в руках шестеренку, что следует понимать как наличие промышленности, другая держа в руках жезл посланца богов – Меркурия  указывает на развитие в городе коммерции. Пройдя указанные скульптуры мы наконец-то оказываемся на самой первой Ратушной площади города и собственно начальной точки нашего путешествия. Дабы не повторять всего, что было ранее сказано необходимо обратить внимание по ходу нашего следования как на события имеющие под собой реальную историческую основу, так и дошедшие до наших дней в виде людской молвы. Здание находящиеся перед нами построенное в стиле шведско-немецкого ренессанса ныне является  жилым домом, а ранее когда-то очень давно два его первых этажа занимала городская Ратуша, позднее в надстроенных еще двух этажах были размещены первые экспозиции краеведческого музея Выборга, причем отдельно имелась экспозиция из вещей оставленных посетителями в основном – трости и трубки. По сохранившимся преданиям можно полагать, что в суровые средневековые времена именно на этой площади происходили публичные казни, а остров и материк соединялись подземным ходом, проходящим под проливом через который приговоренных к смерти выводили к эшафоту. Ныне мнение специалистов в этом вопросе разделилось, некоторые даже высказывали предположение, что был не подземный ход, а наоборот подвесная галерея. Однако, какого-либо однозначного официального мнения по данному вопросу так и не имеется. Пользуясь тем, что данное издание не связано обязательством досконального перечисления исторических дат и имен видных деятелей, хотелось бы поведать о людской молве, которая утверждает о том, что в соседнем с Ратушей доме располагался небольшой кабачок, который был очень посещаем как бюргерами, так и моряками в связи с чем перегрузившиеся посетители будучи изрядно навеселе начиная бузить для профилактики доставлялись тут же по соседству в Ратушу, где в с них взимался штраф, после чего их любезно отпускали.

Отдельно следует сказать несколько слов о памятнике Рикс-маршалу Швеции, регенту малолетнего короля Торгелсу Кнутсону, который почитаем в Выборге как отец-основатель, хотя как указывают всезнающие историки будучи инициатором в ходе которого был основан Замок, а в последствии и город, сам лично здесь и не ступал. В представленной  скульптуре шведского рыцаря тех времен отражен не конкретный исторический персонаж, а собирательный образ, который скульптур Вилли Вальгрен воплотил в бронзе по заказу шведской общины Выборга. Примечательно, что судьба данного памятника столь же трагична, как и судьба того, в честь кого он поставлен. Во время Великой Отечественной войны он как образ захватчика был, низвергнут и заброшен в запасники музея, в которых он чудом сохранился до 1993 г., когда в честь семисотлетия основания Замка Выборг был восстановлен данный скульптурный ансамбль. Некоторые горожане настаивают на том, что находясь на своем постаменте Торгельс Кнутсон ведет немой разговор с памятником Петру Первому, который стоит на Мельничной горе в Парке офицерского собрания.

Продолжая наш путь и поднимаясь по булыжной мостовой вверх по улице Крепостной (бывшей Линнакату, т.е. Замковая улица) ныне можно себе только представить, что когда то здесь проходил Выборгский трамвайчик, который соединял разные концы города вплоть до конца 50-х годов уже прошедшего XX века. Однако, помня о том, что Выборг возможно понять и рассмотреть только через его небольшие переулочки и остатки домов, которые способны донести до нас далекий дух старины.
Находящееся перед нами разбитое здание чем-то напоминающее дом Павлова в действительности самое старое из кирпичных сооружений на материковой части это бывший Кафедральный собор – главная Святыня средневекового Выборга. Обратите на стены и расположение собора, дорогой в то время кирпич лишь только снаружи, внутри в качестве забутовки применялся дикий камень. 
Примечательной особенностью данного сооружения является, то, что он расположен в строгой ориентации запад-восток, как это принято для католических соборов. В настоящее время здание находится как бы под углом к нынешним улицам, вследствие того, что оно было построено задолго до регулярного плана Выборга, который был сделан после очередного крупного пожара. По преданию именно здесь был похоронен Микаель Агрикола финский монах, получивший блестящее образование в Швеции, явившийся основателем финской письменности и одновременно автором трудов по металлургии, минералогии и проч. наукам. Народная молва связывает данное событие с тем, что возвращаясь с посольством от Московского государя Агрикола по дороге сильно заболел и умер, почему его здесь и похоронили. Когда-то  Кафедральный собор был предметом особой гордости горожан, богато украшенный на деньги купцов и знатных бюргеров Собор достойно выполнял функции по обеспечению главных таинств в жизни человека: рождения, брака, смерти. Не вдаваясь особо в историю, следует отметить, что после того как Выборг стал русским и соответственно православным надобность в подобном католическом соборе отпала, в результате чего он одно время был и складом и вновь собором, а во время Зимней компании 1939 г. госпиталем, о чем и упоминает установленная гранитная стела. Не смотря на столь удручающее состояние уникальность этого сооружения еще и в том, что это очень редкий образец так называемой Северной готики, которой даже в самой Скандинавии не так уж много.

Рядом с разрешенным Кафедральным собором на гранитном постаменте гордо возвышается Часовая башня. Построенная как звонница собора, она по иронии судьбы пребывает в более лучшем состоянии. Являясь своеобразной высотной доминантой данная башня одно время использовалась как пожарная каланча, с потерей актуальности Кафедрального собора во время приезда в Выборг Екатерины II данная башня была несколько перестроена архитектором Львовым в стиле барокко, а подаренные Императрицей городу часы, уже не первое столетие отмечают время Старого города.

Оглядев окрестности в предполагаемой от Вас правой стороне (той, что к набережной) можно рассмотреть небольшой домик, словно из сказки уже не вписывающийся в современные представления о средневековых домах. Тем не менее, именно в таких домах жили довольно состоятельные купцы Выборга. Наиболее смелые могут попробовать взять «штурмом» узкую тропинку около Часовой башни, для остальных предлагаем пройти по улице Южной заставы и вернуться на улицу Крепостную, по которой мы уже поднимались. С горы хорошо видна перспектива улицы плавно переходящая в Батарейную гору – своеобразный водораздел между Средним и Новым Выборгом.

Если Вы находитесь на улице Крепостной спиной к Часовой башне, значит перед Вами круто спускающая вниз улица Водной Заставы. Примечательность ее заключается помимо замечательно вида открывающегося на бухту ковша Саллккалахти и в том, что на ней расположено средневековое здание, которое сразу же привлекает к себе внимание. Некогда в нем располагался Костел Гиацинта, затем  Рыцарское собрание и, наконец, ныне Детская художественная школа. Чудесная кованая ограда у этого здания некогда принадлежала Кафедральному собору, однако здесь она придает всему сооружению именно тот колорит, который видимо, был когда-то присущ Выборгу. К слову сказать обратите внимание на крышу – она не похожа на высокие «щипцовые» кровли старого Талина или других средневековых городов, в чем тоже одна из особенностей Выборга.

Осмотрев окрестности улицы, на которой мы находимся, совсем рядом можно заметить высокую черепичную кровлю, которая дань пожеланью реставратора, занимавшегося его восстановлением. Пройдя мимо него  и спустясь по лестнице мы попадаем в небольшой дворик и опять же обратите внимание – кругом гранит. Небольшое здание на скале – бывший Дом цирюльника.

Если Вы успели все посмотреть, то можно двигаться дальше по улице Прогонной в строну Круглой башни, которую легко можно рассмотреть уже почти рядом. В самом названии можно легко прочитать ее старое предназначение – когда-то по ней прогоняли скот, который мирно пасся за пределами городских стен. Обратите внимание на скверик с правой стороны от Вас некогда здесь располагалось здание полиции, а находящиеся рядом (через дорогу напротив) небольшие камеры когда-то служили временным пристанищем для преступников, позднее приспособлены для нужд гарнизонной гауптвахты, а ныне призваны оберегать товар лоточников.

В том случае, если Вы устали и желаете передохнуть или перекусить, то прямо перед Вами несколько подобных заведений рассчитанных на разный вкус и уровень достатка.

Продолжая нашу прогулку по городу и находясь рядом с Круглой башней обратите особое внимание на булыжники мостовой рядом с ней. Красным камнем особо выделен фундамент некогда имевшейся башни Карельских ворот служивших своеобразным тамбуром через который можно было попасть в город. Интересна и примечательна история самой Круглой башни. Построенная в фортификационном стиле Барбакан она предназначалась для ведения огня вдоль стен за счет того, что она выступала на увиденном нами ранее переходе от основных крепостных стен. В действительности в плане башня яйцевидной формы, имея толщину стен с восточной стороны около пяти метров, западной – около трех. После того как в 1861 г. крепостные стены по новому городскому плану были срыты Круглая башня использовалась и как аптечный и скобяной склад, а так же хранилище химических взрывчатых веществ. В начале XX века благодаря усилиям тогдашнего главного архитектора Выборга Уно Ульберга здание Круглой башни было приспособлено под технический клуб в котором собиралась техническая интеллигенция Выборга решая общегородские проблемы. Воссозданный в семидесятые годы  прошлого столетия интерьер Круглой башни стал отвечать нуждам расположенного здесь ресторана.

Проходя мимо Круглой башни с правой стороны можно наблюдать довольно большое здание, в котором когда-то размещался Объединенный банк Северных стран, затем оно было приспособлено под Горком партии и иные советские учреждения. В наши дни данное сооружение, как и изначально, передано под банк. Своеобразное сочетание грубого камня и тяжеловесных форм Круглой башни удачно контрастирует с изящными линиями итальянского ренессанса.

Выходя в парк,  мы можем еще раз рассмотреть все изящество здания нынешнего «Выборг-банка». Однако, следуя дальше перед нами появляются все новые и новые хранители истории Выборга.

Если Вы до сих пор следуете нашему маршруту, то значит, что ваше внимание обязательно привлечет здание собора Петра и Павла, в котором сейчас располагается действующий католический приход. Построенный по проекту архитектора Брокмана здание представляет собой образец классицизма. Выборг издавна был местом сосредоточения культур и конфессий, каждая национальность, проживая в этом городе, привносила в него с собой частицу своего понимания мира. Из этого впоследствии и формировался многоплановый и в чем-то противоречивый дух города. 

Проходя по парку нельзя не заметить бывший фонтан, сложенный из гранитных блоков, наиболее примечательным в нем является гранитная же скульптура медведя. Уникальность его заключается в том, что один из четырех медведей, которые стояли на высоком постаменте у финского здания вокзала и которых во время разметало с чудовищной силой. Как видно этот чудом остался, кстати, еще один его «собрат» изрядно поврежденный находится в другой части города у Интендантской горы.

У каждого города есть свои маленькие основания для гордости. Для Выборга подобным в настоящее время помимо богатой истории является ежегодный кинофестиваль «Окно в Европу» основанный Станиславом Ростоцким. Этот фестиваль собирает большое количество актеров и во многом является событием в культурной жизни города. Зримым и осязаемым присутствием его в городе явилась «Звездная аллея». И хотя идея не нова, но по-своему интересна и замечательна.

Проходя мимо кинотеатра «Выборг» в котором, как правило, показывают фильмы фестиваля и происходят встречи со зрителями, мы выходим с Вами на небольшую площадь которая была в свое время - XVIII в. вторым центром города (первым в XV в. была Ратушная площадь, с которой мы начали экскурсию). Прямо перед нами православный Спасо-Преображенский Собор, выстроенный так же в стиле классицизма. Выборг обязан Императрице Екатерине II за его появление. Именно по указанию во время путешествия сей царской особы сопровождающим ее архитектором Львовым был сделан проект этого сооружения. Церковь всегда была действующей, что так же представляется довольно удивительным. В последнее время благодаря проведенным ремонтам Собор стал особо привлекательным. С правой стороны от Спасо-Преображенского Собора расположено здание бывшего Дворца наместника, немного далее с ним бывший Надворный суд – Гофгерихт. Рассказывают, что в бытность наместником Выборга Герцога Вюртернбергского, одного из дальних родственников царской фамилии дома Романовых,  данный вельможа отличался необузданным аппетитом. В результате чего для него специально в обеденном столе была сделана выемка для живота, иначе не было возможности ему дотянуться до еды. После того как данный наместник покинул город стол с выемкой долго показывали путешественникам и любопытствующей публике в качестве диковинки. 

Пытливый читатель и путешественник уже вероятно заметил, что особенностью данного путеводителя является стремление как можно больше показать за один раз наиболее интересного касающегося истории и культуры Выборга. Безусловно, что-то не смогло войти в маршрут только по причине пространственного расположения данных объектов. К тому же и получившийся путь весьма извилист, а потому продолжаем наше движение вверх по улице прямо к набережной. Итак, перед Вами Выборгский порт, на протяжении долгих лет он был источником процветания города. В настоящий момент грузопоток здесь несколько сократился в связи со строительством нового порта в Высоцке (бывший Тронзунд). Помимо прекрасного вида на Выборгский залив с его многочисленными островами и изрезанной береговой линией, обратите внимание на добротную гранитную стену спускающуюся вниз – некогда это было стеной мощного оборонительного сооружения – Рогатой крепости и его бастиона Панцерлакс, что значит «Щит моря».

Не спеша, прогуливаясь по набережной, мы незаметно подошли к следующей цели нашего путешествия. Как видно появляющаяся перед нами гранитная скала является более чем характерным примером Балтийского щита. Мощный пласт гранита прорезан человеком и облагорожен таким образом, что в этом проявляется сама философия этих мест и тех зодчих, чьих рук это творение.

Словно на контрасте с суровым и диким камнем на вершине воздвигнуто белое, легкое здание бывшего Музея изящных искусств архитектора Уно Ульберга. Можно было бы много поразмышлять и пофилософствовать на эту тему, но думается что читатель и сам сможет оценить всю красоту увиденного сочетания. Как уже говорилось ранее примечательная особенность Выборга и заключается в подобных моментах. Если Санкт-Петербург, Русский музей, Эрмитаж настолько велики для простого человеческого понимания, что в определенный момент начинаешь смотреть на шедевры как простые картинки. Здесь проще – нет такого безумного обилия, оставшиеся кусочки старины и фантазия путешественника позволяют мысленно возродить картины далекого прошлого и в этом отчасти есть и своя прелесть.

Продолжая движения и огибая с правой стороны  Пороховой погреб, в котором ныне так же размещено кафе, можно явственно узреть солидность одного из бастионов Рогатой крепости – Панцерлакс, и осознать всю важность которую шведы придавали Выборгу и многотрудность задачи по взятию данного города войсками Петра Великого в 1710 г. Кстати, второй бастион располагался параллельно этому и назвался Эуропя. Ныне напоминанием о нем является парк – Эспланада, разбитый на месте проходившего у него рва, и куда собственно мы с Вами сейчас и направляемся.

Для этого необходимо сориентироваться по прилагаемому плану дойти до перекрестка и повернуть налево. Потеряться не  или заблудиться совершенно не представляется возможным, т.к. выйдя на Ленинградский проспект (бывшая улица Александровская) Вы сразу же увидите здание железнодорожного вокзала.

Держа путь прямо до него буквально за пять минут мы дойдем до замечательной скульптуры – Лесной мальчик. Есть несколько легенд о данном памятнике, одна из них приведена в конце путеводителя. Некоторый историки и искусствоведы полагают, что данная скульптура является своеобразной аллегорией быстро развивающейся и двигающейся на пути прогресса Финляндии в тридцатые годы двадцатого века не забывающей при этом своих истоков. Ведь медведь был издавна олицетворением хозяина леса и символом Карелии.

Продолжая идти дальше по Эспланаде вдоль главной улицы Выборга проспекта Ленина (бывшей Торкельлинна кату) Вы сможете оценить всю актуальность этой живой зеленой артерии пронизывающей центральную часть города насквозь. По финскому плану развития горда после сноса крепостных стен в 1861 г., данная улица должна быть стать деловым центром, своеобразным «сити». Именно здесь были размещены банки, офисы фирм, респектабельные магазины. И в наши дни проспект Ленина остается центральной улицей Выборга связывая рынок и Батарейную гору.

Может быть, это будет выглядеть не совсем скромно, но особенно Выборг красив летом и осенью, а именно в тот период, который зовется «бабьим летом». Проходя по парку легко можно заметить общее настроение города, это словно его барометр. Продолжая путь далее мы оказываемся у скульптуры Лося. Великолепно выполненная и прекрасно вписывающаяся данный красавец вот уже многие годы украшает парк. С ним так же связано много легенд. Так по одной из них в далекие времена отряд охотников попал в сильный снегопад и непогоду. Завалив людей снегом он сделал их беззащитными перед неожиданно появившейся стаей волков. Приготовившись к смерти, охотники вдруг с удивлением заметили невесть откуда появившегося лося, который своими мощными задними копытами стал отбиваться от волков. Проломив черепа нескольким хищникам лось все-таки был серьезно ранен и потому уведя за собой стаю волков, он спас людей. В память об этом и был поставлена скульптура Лося. Приближаясь к концу нашего путешествия от скульптуры лося хорошо видна библиотека Алвара Аалто, высоко поднятая клумба и главпочтамт. В действительности данная «клумба» это засыпанный цокольный этаж католического собора – Туоммикурко (Церковь святого Фомы) выстроенное в готическом стиле.  Центральная городская библиотека Аалто, это по признанию даже ЮНЕСКО замечательный образец творчества данного архитектора и во много венец функционализма. И хотя сейчас она переживает не самые лучшие свои времена, если Вы хотите детище творца Дворца Финляндии в Хельсинки, то непременно советуем посетить библиотеку.

И, наконец – последняя точка нашего маршрута – Красная площадь (ранее площадь Красного колодца, на месте которого ныне стоит памятник вождю пролетарской революции В.И. Ленину, неоднократно бывавшему в Выборге как в ближней эмиграции). Данная площадь является сосредоточием всех наиболее значимых событий и торжественных моментов в жизни города и именно поэтому ее нельзя обойти своим вниманием. Зимой здесь же устанавливается главная елка города, под которой встречает Новый год почти весь Выборг. Кстати старое название произошло из-за того, что имевшийся колодец, облагороженный монахами-францисканцами был обложен красным гранитом.
 

Погода

City-tour по Выборгу

Календарь событий


Фото

На сайте использованы фото:
А.Миркус, А.Бинек, П.Сыровникова, М.Медведева, А.Рассадовского, Д. Минуты, А.Литова, А.Копылова, В.Макаровского, Р.Садыкова


Единый информационно - туристский центр г. Выборга. Вся информация об отдыхе в городе.
Телефоны: 8 (905) 210-5555,
+7 (81378) 3-44-30.
Группа Вконтакте